Как самому создавать или дорабатывать модели ситуаций?

В принципе, нет ничего сложного в том, чтобы создать или доработать собственную модель ситуации клиента.

Есть несколько шагов, которые вы можете сделать:

  1. Собрать описание максимального количества ситуаций, которые вы хотите смоделировать.
  2. Сгруппировать ситуации, например, по степени благоприятности их исхода для вас.
  3. Постараться выписать все те факторы и закономерности, которые могут влиять на исход ситуаций.
  4. Убрать лишнее, то есть, постараться максимально упростить модель.  Для этого, крайне желательно, оставить не более двух, максимум трёх, факторов которые определяют исход ситуации в рамках вашей модели.
  5. Проверить модель на не противоречивость. Вы берёте те ситуации которые уже произошли и применяете к ним свою модель. Она должна верно описывать исход ситуаций в подавляющем большинстве случаев.

Вуаля! Вы всё сделали и у вас есть собственная, рабочая модель ваших бизнес-ситуаций.

Примите мои искренние поздравления!

А вот если это простое и понятное описание не помогло...

Тогда вам крайне желательно изучить инструменты анализа ситуации. Например, почитать книги Дэна Роэма. Попрактиковаться в использовании диаграммы Ишикавы. Разобраться, что такое Concept Mapping. Освоить визуальный метафорический анализ...

Научиться примененять изученное к вашему делу, клиентам, ситуациям.

Или потренироваться, получить консультацию, пройти коучинг. У меня или у моих коллег. Это обычно резко ускоряет процесс.

Выбор за вами.

Описание изображения

Маленький несерьёзный пример про анализ

Вот картинка. Перед нами стоит задача найти какие-либо закономерности в ней.

Описание изображения

Какое-то сплошное месиво разноцветных фигурок... 

Когда исследуешь набор реальных ситуаций, он всегда "зашумлён". Много избыточных данных. Смесь важного и второстепенного. Наносы субъективного.

И как тут искать закономерности? Надо упрощать. И пробовать различные варианты группировки фактов.

Начнем с того, что на картинке присутствуют три вида геометрических фигур: треугольники, окружности и квадраты. Причем разноцветные.

Можно поработать с количеством фигур. Вдруг закономерность в нём?

Посчитали: кружочков - 25, квадратиков - 10, треугольников - 117 (если считать все) и 110 (если считать "необрезанные").

Странно... Не очевидны закономерности.

Или посчитать количество цветов и соотнести их с формой фигур? Полный ужас...

А если упростить и сосредоточиться на форме? И только на ней?

Разделим картинку на 3 "слоя". Оставим  на одной только треугольники, на другой только круги и только квадраты на третьей.

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Уже интереснее...

Посмотрим, не видно ли каких-нибудь закономерностей с цветом? Ни на первый, ни на второй взгляд не видно.

Тогда упростим еще более все картинки. Уберем из них цвет. 

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Вот все и стало видно.

Как на ладони.

Это, конечно, несерьезный пример. Но очень показательный. 

Когда проводишь качественный анализ бизнес-ситуации всегда желательно стремиться получить четкие и наглядные модели. И пробовать подходы с разных сторон. Порой это дает очень сильные результаты.

Хороших вам анализов и точных моделей, дорогие читатели!